Установка для регенерации отработанного масла


М. ПАЮСОВ,инженер, п. Даровской, Кировская обл.

ПРОСТАЯ САМОДЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЕЛАЕТ ЗАГРЯЗНЕННОЕ СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ГИДРОСИСТЕМ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И СТАНКОВ.

Механизаторы нашего районе удивились, не услышав на станции техобслуживания привычного предупреждения, что свежего смазочного масла мало, что его заменят полностью только в двигателе, а из остальных агрегатов придется спустить отстой и добавить к отработанному маслу свежее - до контрольного уровня.

Для нас дефицит масла в прошлом. Несколько лет назад мы построили установку для регенерации отработанного масла (а.с. № 1 174 666). Она позволяет, во-первых, довести до кондиции свежее масло, в которое при перевозке попала вода или мелкий мусор, а во-вторых, вывести грязь и воду из масла, проработавшего свой срок в трансмиссии или гидросистеме. Обычно механизаторы такую смазку выливают. А очищенная, она смогла бы послужить как минимум еще один срок.

Наша система работает автоматически, без вмешательства персонала: заполнили емкость отработанным маслом, включили электродвигатель центрифуги и через определенное время сливаете чистую смазку.

Сообщу кое-какие подробности. Емкостью для очищаемого масла служит теплоизолированная стекловойлоком стандартная двухсотлитровая бочка с удаленным днищем. Перекачивает и нагревает масло двухсекционный насос (см. рис.) Одна из секций прогоняет поток смазки через фильтр, задерживающий мусор, абразивную пыль и т.п. После фильтра масло попадает в центрифугу. Здесь оно отделяется от воды и через желоб и сливной трубопровод возвращается в бочку. Насос перекачивает около 100 литров в минуту, объем бочки не более 80 литров, значит, все масло дается прогнать через фильтр за две минуты. Трение о частички фильтра и стенки сливного трубопровода разогревает масло, но основное тепло дает нагревательная секция насоса. Все масло, перекачиваемое ею, проходит через дроссель секции с огромной скоростью. При этом подводимая мощность преобразуется в тепло. Вырывающаяся из дросселя струя перемешивает весь объем масла, равномерно его нагревая с 20 до 70 С. Вязкость, вначале высокая, понижается. Теперь центрифуга активно обезвоживает смазку. Основная часть воды испаряется, выходя через форсунки центрифуги. За время, отведенное для очистки, содержимое бочки прогоняется через фильтр около 30 раз, а через центрифугу - 10 раз, что делает смазку достаточно чистой. Электродвигатель установки отключается по сигналу теплового реле, когда масло разогревается до заданной температуры. Процесс регенерации окончен. Очищенное масло выдается с помощью раздаточного пистолета любыми порциями, можно и без остановки насоса.

maslo-1.gif

Установка, очищающая отработанное масло, очень проста. Перекачивающая секция насоса 1 прогоняет загрязненное масло через фильтр 2. Затем масла попадает в центрифугу 3, где оно отделяется от воды. По желобу 4 и сливному трубопроводу S масло возвращается в бочку. Дроссель 6 нагревательной секции насоса 7 обеспечивает равномерное перемешивание масла. Когда масло достигнет заданной температуры, тепловое реле S отключает двигатель Я насоса. Очищенное масло потребители получают с помощью раздаточного пистолета 10.

На станции техобслуживания тракторов Даровского ремтехпредприятия этим способом очищают ежегодно свыше двадцати тонн отработанного масла (если понадобится, можно и больше). Лабораторные анализы подтвердили, что качество очистки соответствует требованиям ГОСТа.

Установку легко изготовить на любом предприятии. Сварочный аппарат, сверлильный и токарный станки - вот все, что нужно. Покупные комплектующие детали (не дефицитны) и сумма зарплаты изготовителей установки производительностью одна тонна а смену не превысят 200 руб. Мы подсчитали, что очистка тонны отработанного масла обходится примерно в 10 руб., а тонна свежего масла стоит 135-305 руб. Так что рекомендуем станциям техобслуживания воспользоваться нашим опытом. Наша работа заняла призовое место на выставке «Лучшее изобретение кировских авторов», посвященной 100-летию со дня рождения С. М. Кирова.


ИР 6/87