ДОЩЕЧКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В МЕБЕЛЬ


Ю. Сомов,
архитектор, кандидат искусствоведения
Рисунки автора

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

В машиностроении — тысячи гостированных и стандартизированных деталей, и чем грамотнее конструктор, технолог, дизайнер, тем шире он использует их при проектировании. И это нисколько не мешает изобретательству, а, напротив, делает вновь придуманную конструкцию более технологичной и проще внедряемой. Посмотрим на тарную дощечку как на стандартный конструктивный элемент. Тут вы конструктор, технолог, дизайнер—в одном лице. Скажем сразу: сколотить из планок некую емкость, например, стеллаж, и подвесить ее на стену — задача нехитрая. Она не требует ни особого времени, ни сколько-нибудь серьезной конструкторской и художественной подготовки. Как говорится — «шей гвоздем»! Эка невидаль, да еще для изобретателя... Стеллаж! Нет, в данном случае речь идет вовсе не о практикуме для начинающих столяров, а о создании довольно сложных предметов нашего быта, изготовляемых своими руками. Стеллаж, о котором мы расскажем в этой статье, открытая конструкция, где все элементы, и крепежные и несущие, на виду. Поэтому тут прежде всего нужно так обыграть материал, чтобы конструкция стала красивой, изящной, привлекательной. Особенно важна тщательная обработка каждой детали. Уличное происхождение тарной дощечки никак не должно компрометировать стеллаж и квартиру в целом. Нужно довести всю заготовку до высшей отделочной кондиции: тщательно зачистить шкуркой каждую планку, чуть-чуть заовалив при этом все углы, обработать и торцы, чтобы не было видно мест распила и каждый торец заиграл своей текстурой. Тогда дерево так и тянет погладить. Зачем, спросите вы, такая тщательность? Не перебарщиваем ли мы с требованиями к качеству? Нет, в данном случае это крайне важно. В собранном виде стеллаж должен походить на современную пространственно сложную деревянную скульптуру с ее "мягкой» формой, словно обдутой мощной струёй песка, которая заовалила все кромки, сгладила места сочленений, превратив форму в единое пластичное целое. Как видите, такая конструкция становится уже чем-то близкой к произведению искусства. Впрочем, именно такие задачи интереснее всего решать домашнему конструктору. Ведь обычную-то емкость — шкаф или сервант — можно без особых хлопот купить в магазине. Итак, все элементы стеллажа необходимо тщательно обработать, иначе конечный продукт — стеллаж — недалеко уйдет от исходного сырья. Но может возникнуть и такой вопрос: а почему, собственно, из многих изделий, которые можно сконструировать из тарной дощечки, мы выбрали для начала навесной стеллаж? Да ведь это планка! В ажурной, легкой конструкции навесного стеллажа а полной мере раскрываются именно ее конструктивные и эстетические возможности: легкость, красота ритмов, богатство многократных повторов деталей и узлов — всех этих вертикалей и горизонталей, консолек, креплений, бортиков полок и т. п. Ажурность стеллажа необходимо максимально выявить, подчеркнуть. Поэтому не следует до отказа набивать такой стеллаж книгами и другими предметами, как бы они ни были красивы сами по себе. Местами должен быть обязательно виден фон стены.

В отдельных местах стеллажа в качестве фона могут быть щитки, набранные из той же планки. Работая над эскизом стеллажа на бумаге, «расположите» на полках все то, что в действительности будет затем стоять на них, проверьте, как все это смотрится вместе. Нижние полки можно заполнять плотнее, верхние должны быть более свободными. Оформление интерьера — дело непростое, и многое тут зависит от того, как расставлены книги, сувениры, цветы и другие вещи, образующие в квартире целый предметный мир. По высоте навесные стеллажи могут быть разными, в зависимости от общего замысла интерьера. Можно их сделать на 45—50 мм от пола и до самого потолка, а можно — и совсем невысокими — на две-три полки, вытянутые вдоль всей стены, а внизу под полками поставить диван с низкой спинкой или вкомпоновать стол. Стеллаж может украсить гостиную (общую комнату), и тогда на его полках найдут себе место и книги, и сувениры, и коллекции, и декоративная зелень. Навесной стеллаж может быть отличным оборудованием для кухни-столовой, и тогда на его открытых полках расположится декоративная посуда, керамика, старинные предметы кухонного обихода. Красивый стеллаж будет украшением и детской комнаты.


k-61

Рис. 1. Стеллаж с несущими стойками, расположенными непосредственно у стены и конструктивные узлы. Отверстия в стойках позволяют разместить полки в одну линию или со смещением относительно друг друга. Со стороны комнаты полки имеют вертикальные бортикидля зрительного увеличения их толщины. В данном варианте такой бортик необходим, поскольку еще более подчеркивает «консольность» полок В отдельных пролетах стены заполнены щитками из таких же планок, а в одном двух местах эта облицовка может выступать запределы стеллажа и переходить в панель на стене. Журнальный столик из планок у такого стеллажа создает своеобразный гарнитур. Профили несущих пят и боковин полок даны на чертеже в более лаконичном варианте, чем на рисунке.


k-62

Рис. 2. У этого стеллажа стойки отнесены от стены на 12-15 см что делает конструкцию более сложной и богатой Здесь особенно важно обеспечить жесткость в узлах А и Б. для чего можно использовать дополнительные усиливающие прокладки. Для этого стеллажа нет необходимости в вертикальных бортиках вдоль полок, но зато нужно подчеркнуть торцы консолей. И в данном случае на чертеже мы даем профильные детали в несколько ином виде. чтобы показать еще один из возможных вариантов.


k-63

Рис. 3. Высокий навесной стеллаж, занимающий две стены комнаты Продольная жесткость слеллажа обеспечена в нижней зоне общей обвязкой в виде вертикального борта (деталь А), а также верхней обвязкой (деталь Б), и полками и щитками декоративной облицовки непосредственно у стены. Главная особенность этого стеллажа - постепенное расширение полок книзу. При такой нагрузке. как на рисунке. стойку необходимо крепить к стене по меньшей мере в трех точках.


При высоких несущих стойках планки, естественно, приходится сочленять по длине, но это дело несложное, так как стыков будет немного. Способ соединения зависит от конструкции стойки. Если ее сделать из двух параллельных планок (различные схемы показаны на рисунках к статье), то стык в месте соединения мало заметен. В зазор между несущими планками вкладывается отрезок дощечки, и через сквозные отверстия все они вместе стягиваются болтиками, а луч-ше — стяжками, позволяющи-ми обойтись без болтов и гаек. Если же стойка сделана по толщине в одну планку, соединительные накладки в месте сращивания появятся по обеим ее сторонам и будут видны. Поэтому такой стык лучше всего совмещать с полкой, т. е. использовать соединительную накладку для навески боковины полки в качестве ее бортика, одновременно предающего жесткость всему стеллажу. Когда все боковины полок прочно стянуты со стойками, продольная жесткость конструкции может считаться обеспеченной. Нужно только иметь в виду, что боковины полок должны быть прочно соединены с самими полками — в противном случае в этих местах появится «качка». Конечно, подобные вопросы для любого конструктора — «семечки» — он чувствует все тонкости работы конструкции, видит ее уязвимые места, понимает, каким образом избежать возможных деформаций, как лучше заставить работать каждую деталь. Но ведь далеко


k-64

Рис. 4. Еще один вариант. Тут можно красиво обыграть участки стены над секциями стеллажа и между ними. Главное — четкое крепление стоек, особенно если они общие для смежных по горизонтали полок. Иначе линии горизонталей окажутся сбитыми, сломанными. и вся затея будет поставлена под угрозу. Поэтому вначале лучше навесить стойки, по шнурку разметить горизонтали полок, обозначить места их креплений и только затем сверлить отверстия в стойках.


не все читатели, желающие самостоятельно оборудовать свою квартиру, так легко разбираются в конструкциях, и для них решение подобных задач на первых порах может оказаться делом не столь простым. Да и все предусмотреть в нескольких рисунках невозможно — многое вам придется постигать в ходе самой работы. Впрочем, это отличная школа для домашнего изобретателя и дизайнера. Что же касается «зубров» конструирования, то и для них есть над чем подумать, сооружая стеллаж из планок. Прежде всего это то, как сделать конструкцию подлинно красивой, «очеловечить» ее в дизайнерском смысле этого слова. Как знать, быть может, решая такие задачи дома, гроссмейстеры техники перенесут приобретенные здесь навыки и на объекты своей основной работы, и станет красивым то, что порой пугает непривычных людей. О креплении стеллажа к стене специально говорить, по-видимому, нет смысла — чем крепление жестче, тем лучше. Это касается и узлов крепления стоек с полками. Все остальные соединения можно осуществлять шурупами или гвоздями, аккуратно подворачивая круглогубцами концы гвоздей, выходящие на поверхность скрепляемых деталей. Поскольку тарная дощечка довольно тонкая, здесь почти невозможно применять обычные для столярных работ способы соединения элементов (шипом, нагелями и т. п.), так что более всего подходят соединения шурупами или гвоздевые соединения, кроме тех мест, которые должны обеспечить разборность конструкции. Достаточно ли, однако, для навесного стеллажа прочности, аккуратности отделки, то есть всего того, что в сфере торговли и по сей день принято именовать "добротностью"? Как ни существенны эти качества, все их значение может свестись к нулю, если не будет достигнута подлинная оригинальность. Не простая это задача — ведь стеллаж не сегодня родился. Но и мосты, скажем, существуют спокон века, а появление в Москве Крымского моста стало в свое время архитектурным событием. Поражала прежде всего красота многократно повторенных


k-65

Рис. 5. Примерные узлы и детали для навесных стеллажей:
а. б — решение верхних и нижних пят при расположении стоек у стены;
в — пяты при расположении стоек на относе от стены;
г. д — профильные боковины полок из толстой фанеры необходимо специально проморить под цвет стоек;
е — боковинка и брусок (для крепления полки) из отрезка планки или доски;
ж — боковинка для стоек рам-ного типа, состоящих из двух вертикальных рядов планок;
з. к -- варианты боковин из дюраля. Здесь между боковиной и стойкой необходим вкладыш, к которому нужно предварительно прибить гвоздиками или закрепить шурупами саму боковину.-крепить металлическую боковину непосредственно к стойке некрасиво;
и. м. л — варианты конструктивных узлов для крепления полок.


k-66

Рис. 6. Эти примеры далеко не исчерпывают всех возможностей тарной дощечки:
а. б, в — варианты с расположением стоек непосредственно у стены. Стойка "в одну планку"
г. д. е — варианты с рамными несущими стойками. При наличии соответствующего материала полки могут быть сквозными. Тогда они пропускаются между вертикальными элементами рамы: здесь не требуется никаких специальных креплений — полка опирается непосредственно на поперечные перемычки;
ж. з — варианты со стойками, вынесенными от стены; и — вариант со свободным расположением секций стеллажа;
к. л. м — в отличие от стеллажей с многократно повторяющимися секциями такие стеллажи представляют собой завершенное композиционное целое, которое не следует дублировать в интерьере. Это особенно интересная, хотя и сложная композиционная задача. Здесь можно применить сложные резные и профильные детали с пластически богатой отделкой. С таким стеллажом хорошо сочетаются зеркало, картина в красивой раме. старинное кресло и т. п.


растянутых элементов, эстетика совершенно особом, открытой, ажурной и в то же время сильной конструкции с ее мощными несущими устоями. Знаменитый французский инженер и архитектор Огюст Перре в свое время прекрасно сказал: «Архитектура — это искусство заставлять петь точки опоры». Да, но при чем здесь, скажете вы, стеллаж из тарной дощечки? Посмотрите на рисунки. Разве наша ажурная конструкция с ритмом тонких деталей, с многократным повторением узлов не ассоциируется, пусть даже отдаленно, со сложными инженерными системами? А что касается точек опоры, то и здесь они должны радовать глаз. Вот, оказывается, до каких обобщений может поднять нас простая тарная дощечка. Рисунки к этой статье выполнены с таким расчетом, чтобы по возможности показать принципиально различные варианты стеллажей (по форме и конструкции), которые могут быть изготовлены целиком из планок или с использованием некоторых деталей из других отходов дерева, например, полосы из ДСП, толстой фанеры или столярного щита (для более длинных полок, когда они неразрезные на всю длину стеллажа) обрезков досок для боковин, брусочков. Мы стремились также к тому, чтобы показать, как можно разнообразить стеллажи — от более простых, лаконичных, до пластически сложных, богатых по ритму и сочетаниям элементов. Автор надеется, что читатель, взявшись за такое интересное изделие, как навесной стеллаж, отнесется к нему творчески, постарается почувствовать все нюансы формы и получит удовольствие от самой работы.


Начало

Следующая часть