СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ


Ю. Сомов,
архитектор, кандидат искусствоведения
Рисунки автора

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

Только что была голубая столовая, что-то повернулось, и вот уже перед вами рабочий кабинет и домашняя библиотека. Можно возразить: жизнь, дескать, не театр, к чему эта смена декораций? А зачем, спросим мы, люди вдруг ни с того ни с сего начинают переклеивать обои. двигать из комнаты в комнату мебель, обновлять шторы и т. д.? Предлагаемая система трансформации позволяет добиться того же эффекта, но без капитального ремонта и такелажных работ. Не нужно только пугаться термина «система». Тут не будет ни сложных механизмов, ни электронных устройств, но все-таки это система, позволяющая изменять назначение и облик комнаты почти мгновенно. Конструктивный принцип такой трансформации прост. Есть шкафы, поставленные в ряд, и есть дверцы к ним, но дверец в два раза меньше, чем шкафов, а главное — установленные на пятниковых петлях, они могут поворачиваться на 180. Повернув все дверцы в одну сторону, мы открываем в интерьер комнаты одни емкости со своим назначением, со своим декором и цветом, а повернув их еще раз, открываем другие и меняем всю «декорацию». Вы скажете, что это не столько театр, сколько цирк, аттракцион! Для жилища все это и вправду непривычно и поначалу может показаться экстравагантным. А почему бы и не доставить себе такого удовольствия? Прежде всего, вращающиеся на пятниковых петлях дверцы здесь необычны — они двусторонние, и это главное. В конкретных условиях сами дверцы могут представлять собой неглубокий шкаф, ориентированный в одну сторону, либо два шкафчика, обращенных друг к другу общей «спиной» (см. рис. 4). На таких дверцах-шкафчиках можно красиво и удобно разместить коллекции самых различных предметов, сувениры, мелкую пластику, а если речь идет о месте для домашнего мастера,— то его чертежные принадлежности, рабочий инструмент и т. п. В отдельных местах полки дверец могут быть и более широкими — важно лишь согласовать эти места с расположением полок в основных шкафах, чтобы при закрывании дверцы-шкафчики или предметы на их полочках входили в свободное пространство основного шкафа. «Дверцы—налево!» — открываются в интерьер одни шкафы. «Дверцы — напра-ао!»—и открываются другие, вся стена становится иного цвета, иной отделки. Возможно, на первых порах кто-то из членов семьи займется непрерывными превращениями, но это лишь на первых порах, а затем жизнь войдет в нормальное русло, и обстановка будет меняться только по мере необходимости. Что особенно существенно при разработке такой системы? Прежде всего, не следует подражать отделке фирменной, покупной мебели. Конечно, для дверец можно купить фанерованные двусторонние щиты, но зачем? Ведь пропадет сама острота идеи декоративных превращений. Поэтому в данном случае правильнее расчет на подручные, неожиданно интересные материалы. Конечно, такая работа не пустяк, и автор дезориентировал бы читателя, утверждая, что изготовить это оборудование ничего не стоит. Нет, экспромтом его не создашь —


k-91

Красивая яркая гостиная это лишь одна сторона "медали". Дверцы-шкафы поворачиваются и комната превращается в домашнюю лабораторию ученого. В парадном вариант лицевые поверхности дверец и ниши в шкафах выклеены гобеленовой тканью; тыльные стороны дверец могут быть оборудованы с подчеркнуто технической простотой и в iii клеен ы пластиком.


k-92. Это не две разные комнаты отличающиеся по назначению, стилю и декоративной отделке. Нужна лишь одна минута, чтобы облик комнаты неузнаваемо изменился: а белое с красным в традиционном народном сочетании. Окраска поверхности белой нитроэмалью с росписью по ней. Возможен и вариант оклейки тканью, красивой клеенкой и т. п. Дверцы могут иметь и накладные элементы по всему периметру и центральным осям. Размещенные в нишах зеркала придадут интерьеру глубинность, пространственность. усилят впечатление его нарядности. яркости: в — дверцы направо. Теперь перед вами библиотека. Все строго, ничто не отвлекает от сосредоточенных занятий С этой стороны дверцы отделаны деревом. Если есть хорошие сухие доски, то это самый подходящий материал для такого интерьера. Но в конце концов и здесь годится ткань, только солидная по цвету. Еще лучше — кожзаменитель.


придется затратить немало труда, фантазии, умения и материалов, хотя в предлагаемой системе нет ничего нереального даже для домашнего осуществления при условии хорошей организации работы, а главное — продуманного с учетом реальных возможностей проекта. Далее, эта система требует особенно четкого декоративного контраста, на котором и строится эффект. Без этого нет главного — возможности менять функцию и создавать иное настроение, иное впечатление от интерьера. Контраст может быть выражен не только в отделочных материалах, но и в стиле. Дверцы влево — и перед нами-домашняя библиотека во весь пролет стены с темной солидной отделкой — красно-коричневой, темно-серой или темно-зеленой. Откидная доска секретера позволяет удобно читать, печатать на пишущей машинке. На полках шкафов — книги, а на створках дверец висят картины в красивых рамах. Своеобразный интерьер, не правда ли? Здесь все располагает к сосредоточенным занятиям или спокойному отдыху. Дверцы вправо — и перед нами светлая, розоватая, золотистая или даже белая, с темными — под бронзу — украшениями столовая. На светлом фоне задних стенок основных шкафов стоит посуда, декоративное стекло, фарфор... Для такой столовой будет уместным включение в композицию зеркала или даже ряда зеркал на внутренних стенках полок с декоративными изделиями. Это зрительно расширяет и украшает комнату. Теперь в одной из шкафных секций откинут уже не сек-ретерный столик, который был так удобен в библиотеке, а полноценный обеденный стол. Итак, с помощью резко контрастных решений мы добились полной неожиданности в переходе от одного состояния к другому. Контраст может строиться не только на цветовых сочетаниях. Скажем, при одном положении дверец открываются секции, выполненные целиком а дереве, с интересными резными элементами (тарная дощечка и здесь прекрасный материал), а при повороте дверец на 180 темное мореное дерево сменяется светлой гобеленовой тканью с нарядным рисунком. А можно использовать еще более неожиданный контраст: например, по черному фону яркие букеты цветов — традиционный мотив на тему русских шалей. Впрочем, декоративных тканей много — можно подобрать на любой вкус. Ткань на дверцах и а шкафных секциях необходимо окантовать тонкой деревянной раскладкой-штапиком. Цвет дерева должен гармонировать с основной отделкой — он может быть светлым, черным или темно-коричневым. Однако практически мыслящий читатель, познакомившись с этими предложениями и предвидя неизбежность хлопот хотя бы с поисками материалов, мы чувствуем, уже отрешенно смотрит в окно. Такого искушенного читателя не возьмешь разного рода чудесами — «дверцы влево, дверцы вправо», а нам более всего хотелось бы увлечь именно его. Если уж такой скептик решает: «Буду делать!»—можно считать, что вопрос перешел на практические рельсы. Поэтому в данном случае мы сознательно не станем ориентировать читателя на какой-то единственный вариант решения. Ну что с того, если бы мы сказали: нужен столярный щит. Что и говорить, такой материал годится, да только ведь его трудно приобрести. Можно выполнить основу из более доступной древесностружеч-ной плиты (ДСП), хотя она не так красива, как столярный щит, более капризна и требует дополнительной обработки. Но и ДСП годится, если во всех местах, где потребуется, усилить слабую кромку металлическими деталями. В ряде узлов (например, крепления подпятников, ручек открывания и т. п.) нужно сквозное — через плиту — сбалчивание с прокладками металла, чтобы не заставлять работать саму структуру ДСП. Шурупы здесь не пригодны, а. гвозди тем более. К сожалению, ширина щита ДСП чаще всего 600 мм, в то время как для модуля описываемой системы более целесообразна ширина в 800 мм. Впрочем, на худой конец модуль 600 мм тоже подойдет.

Бывают в продаже щиты ДСП очень больших размеров — в этом случае такой щит нужно самим раскроить в соответствии с проектом. Да, как видите, с конструкцией не все просто. Предчувствуем, что скептик ожил. Но вот и специально для него: если с материалом дело будет обстоять совсем плохо, а идея системы типа «цирковой аттракцион» все же прочно овладеет вами, не горюйте. Откажитесь от чересчур добротных шкафов из солидного щитового материала. Во весь фронт стены заготовьте легкий деревянный каркас из прочных реек или тонких неходовых досок (а не секционно-автономный). Свяжите его металлическими уголками, создав легкую несущую основу. Выгородки секций можно осуществить любыми отходами фанеры, оргалита или картона, а чистовую отделку поверх такой обшивки осуществлять тканью, дерматином, хорошими обоями или другими рулонными материалами. При такой конструкции важно только хорошо выполнить стыки облицовочной подосновы — иначе неровности проступят через декоративный материал. Важно здесь и надежно закрепить к несущему каркасу металлические уголки для полок. Особого внимания потребует конструкция дверец, особенно если их предстоит солидно нагрузить вещами. Дверца должна быть прочной, так как большой вынос от шарнира поворота при слабой конструкции неизбежно приведет к деформациям. К сожалению, более «безматериального» варианта автор сейчас предложить не может, хотя это не означает, что изобретательная читательская аудитория ИРа не найдет еще более простого варианта. Итак, с материалами для конструктивной основы дело ясное. Но вот к отделочным необходимо вернуться. Специфика «неожиданных» отделок, вероятно, многим читателям может показаться сомнительной. Все ли, например, сочтут красивой отделкой рогожу или


k-93 k-94

Примерные варианты отделки в связи с различными функциями системы:
а — расписной узор в определенном стиле и характере годится для гостиной и спальни. Правая сторона секции имеет распашные дверцы, за ними может размещаться отделение для платья, белья и т. п. Таким образом, в этом варианте вся стена может представлять собой единый целостный декоративный мотив;
б - все элементы системы отделаны деревом или пленкой под дерево. Туалетное зеркало со столиком при повороте уходящим в нишу;
в — различные картотеки. каталоги тоже могут найти себе место в этой системе;
г — разного рода хобби с эффектной неожиданностью могут быть поданы в трансформирующейся системе. Дверцы повернулись, и вместо шкафов с посудой перед нами мир охотника: ружья. охотничьи трофеи, памятные фотографии...


старую мешковину? Пожалуй, это ассоциируется скорее с овощной базой, чем с уютным жилым интерьером. Однако художники-оформители считают эти материалы замечательными. Спешим вас заверить: рваный мешок или обдерганная рогожа не будут размещены на стене в своем, так сказать, первозданном виде — абстракционизмом мы не занимаемся, но если их отмыть, обрезать ветхие .куски, а затем аккуратно наклеить на подоснову малярным клеем, то получим отличную оригинальную фактуру. Клеить можно и внахлест — это только улучшит поверхность. В квартире одного московского дизайнера нам довелось увидеть целую стену, отделанную каким-то неизвестным материалом, отливавшим старой медью, золотом и бронзой одновременно. Поверх облицовки были натянуты по диагонали темно-зеленые крученые шнуры, создавшие на стене сетку ромбов. Казалось, что стена облицована невероятно ценными плитами. Даже потрогав ее рукой, было невозможно догадаться, что эти «плиты»... из старой рогожи! Крупнофактурная мешковина тоже отличный материал. После оклейки поверхности нужно слегка, не забивая краской богатую фактуру, пройтись по ней пульверизатором (с помощью пылесоса) с жидким раствором клеевой краски или нитроэмали.


k-95 Схема взаимодействия дверец с основными секциями системы.

Заметьте — нужно не красить, а лишь подцветить. Мы уже говорили об отделке дверец дощечкой. 8 этом случае" можно интересно сочетать неокрашенные поверхности, т. е. все то, что выступает над поверхностью дверец, с частичной окраской заглубленных участков. Получится что-то близкое по мотиву старинным рушникам. Вообще, если один из вариантов (помните — повороты направо и налево) вы решите разработать в традиционном народном декоративном характере, перед вами откроется немало возможностей оригинально и красиво решить весь интерьер. Тут проявятся все ваши изобретательские способности и художественный вкус. Поворотные дверцы можно, например, расписать по грунтованному чону. Возьмите для вдохновения книги с предметами старинной утвари. Сколько здесь изумительных тем для росписи, о которой идет речь! Стилизованные птицы, звери, цветы, богатейшие орнаментальные мотивы, бесчисленные сюжеты... А теперь представьте на минуту: только что вы работали в своей домашней библиотеке, но вот пришли друзья, повернулись по мановению вашей руки дверцы, и комната стала красочной, по-праздничному яркой. Как на дорогом ковре, во всю стену распахнулся причудливый цветной узор, в шкафах на полках, многократно отражаясь в зеркалах, стоят декоративные изделия народных мастеров, а м.ожет быть, и ваши собственные произведения... Кончая разговор на ту или иную тему, связанную с организацией интерьера, мы обычно говорили в напутствие: «Приступайте к делу». Но сейчас мы уклонимся от этой традиции, и вы, уважаемый читатель, "наверное, понимаете почему. Подобное предложение нужно вначале тщательно осмыслить, вжиться в него, и только в том случае, если идея прочно овладела вами, приступить к делу.


Начало

Следующая часть